Мероприятия

Заседание Бюро ОИФН РАН 30.06.2016 г.

Июн 2016 29

ПОВЕСТКА ДНЯ

 

29 июня 2016 г. 11:00

1. Научный доклад «Музей как историк "диалога культур". (Пример Эрмитажа)».

Докладчик – чл.-к. РАН Пиотровский Михаил Борисович

2. О реструктуризации ФГБУН Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН.

Докладчик – ак. РАН Макаров Николай Андреевич

3. О списке зарегистрированных кандидатов на выборы в РАН 2016 г.

Докладчик – к.ф.н. Черкасский Вячеслав Борисович

 

член-корреспондент РАН

М.Б. Пиотровский

Музей как историк «диалога культур». (Пример Эрмитажа)

(тезисы)

000

0.1 Музей – научное учреждение, которое публикует свои исследования и выводы не только и не столько в виде статей и книг, но в форме экспозиций, выставок и каталогов. Энциклопедический музей, как единое целое, посвящает значительную часть своего научного процесса «диалогу культур» – сравнению и определению их различий и схождений, их взаимовлияния и конфликтов. Этот диалог – одновременно научная и огромная общественная миссия музея. Они воспитывают понимание сложности мира и ощущение достоинства и красоты различий.

0.2. Музей ставит культуры в условия диалога своими экспозициями, их соседством, перекрещениями и сопоставлениями. Он представляет разные взгляды на культуры и их взаимодействие. Часто он может (и всегда старается) показать взаимные взгляды, образы и влияния. В этом смысле музейная наука близка имагологии, изучению «образа другого».

Этот горизонтальный аспект сопоставления сочетается в энциклопедическом историко-культурном музее с вертикальным аспектом, с историей разных подходов к диалогу и его методов. Музей рассказывает, как взаимные образы культур формировались и менялись в разные эпохи, как они преображались в ходе «диалога» и развивались во времени.

0.3 Сегодня, когда так популярны разговоры о «фальсификации истории», весьма полезен музейный подход, основанный на том, что только и является фактом – на вещи. Он же ясно показывает, что история всегда спор и кроме вещей в нем участвуют ценностные представления и их отражения, «образы». Музей старается и порой умеет сделать так, что спор превращается не в драку, а в диалог.

Предлагается обсудить несколько примеров эволюции европейского восприятия чужих культур, его влияния на них, ответа и отражения, а потом и обратного отражения. Музейные экспозиции красноречиво рассказывают об этой эволюции «диалога культур».

1.1. Образ античного мира: от антикваров Возрождения к антикварам Просвещения, от Греческого проекта Екатерины к «Северной Пальмире», сирийской войне и правам культуры.

1.2. Единство и разнообразие в образах исламского мира и мировой контекст иконоборчества.

1.2. 1. Единство и разнообразии в новом искусстве от Гогена до Кифера.

1.3. Кто автор? Атрибуции от Леонардо до Малевича.

1.4. Кому принадлежит культура? От Урарту до трофейных знамен.

2.1. Доступность: права человека или права культуры? Храм или Диснейленд?

2.2. Интеллектуальный марафон или Ночь музеев?

3.1. Штурм Зимнего. Французский образец и русская реальность.


Дополнительная навигация

 

Напишите нам