Мероприятия

Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина

Апр 2015 25

18311_mainfoto1_03

Почти у каждой книги для детей,
особенно у книги для маленьких, – два автора.
Один из них – писатель, другой – художник.
С.Я. Маршак

ГМИИ им. А.С. Пушкина в рамках Года литературы представляет выставку «Сказочники. Книжная графика Владимира Конашевича, Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова из частных коллекций и собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина».

Экспозиция состоит из трех частей. Две из них посвящены иллюстрации детской книги 1930–1980-х годов: в одном выставочном пространстве кураторы объединили работы знаменитого книжного графика Владимира Конашевича и художников-нонконформистов Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова, что позволяет проследить преемственность поколений в области книжной графики. Третья часть приурочена к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне и знакомит с иллюстрациями Владимира Конашевича к «Атласу переливания крови».

Владимир Михайлович Конашевич (1888—1963) – один из ведущих художников книги середины ХХ века. Он получил известность как оформитель произведений отечественных и зарубежных писателей и поэтов – А.С. Пушкина, В.В. Маяковского, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто, С.В. Михалкова, Ш. Перро, Г.Х. Андерсена, а также сказок народов мира – русских, французских, китайских. Владимир Михайлович был первым иллюстратором книг К.И. Чуковского и С.Я. Маршака. На выставке будут представлены около 200 произведений художника 1930–1960-х годов.

Владимир Конашевич создал особый, узнаваемый стиль иллюстрации. В своих работах он соединил традицию графики художественного объединения «Мир искусства», членом которого был в 1922–1924 годах, с точным изображением советского быта; сочетал декоративность с подробным рассказом о событиях и героях. Главным в иллюстрациях для детей Конашевич считал выразительность: «Если в тексте книжки говорится о носатом человеке, то на картинке может быть не человек с большим носом, а нос, к которому приставлен человек».

Ранний период творчества Конашевича представлен в экспозиции иллюстрациями к «Мухе-Цокотухе» и «Мойдодыру» К.И. Чуковского, которые близки по стилю к мультипликации того периода. Во время Великой Отечественной войны Владимир Михайлович много работал над оформлением сказок Г.Х. Андерсена – тогда были созданы знаменитые рисунки к «Соловью» и «Дюймовочке», которые также экспонируются на выставке. В конце 1940-х – начале 1950-х годов художник сотрудничал со многими современными ему авторами – К.И. Чуковским, С.В. Михалковым, А.Л. Барто. Этим иллюстрациям посвящен отдельный зал выставки.

С середины 1950-х годов начался самый яркий период в творчестве художника. В 1956 году он создал иллюстрации к сборнику английских детских стихов в переводе С.Я. Маршака «Плывет, плывет кораблик», «Золушке» Ш. Перро, книгам «Чудо-дерево» К.И. Чуковского и «Приходи, сказка!» В.И. Даля. За книги «Плывет, плывет кораблик» и «Сказки старого Сюня» на международной выставке книжного искусства в Лейпциге Конашевич получил серебряную медаль. Сборник «Плывет, плывет кораблик» исследователь творчества художника Ю.А. Молок назвал «главной детской книгой Конашевича», возрождающей традицию книжки-картинки, с которой начиналась в 1920-х годах советская детская книга.

В конце 1950-х – начале 1960-х годов Владимир Конашевич иллюстрировал сказки народов мира – французские песенки «Сюзон и мотылек», сборник польских народных песенок «Дедушка Рох», книгу русских сказок В.И. Даля «Старик-годовик», «Загадки» и «Пожар» С.Я. Маршака, «Бармалей» и «Федорино горе» К.И. Чуковского. Многие из них получили дипломы всесоюзных конкурсов как лучшие по художественному оформлению и полиграфическому исполнению. На выставке также будут представлены последние работы художника к произведениям А.С. Пушкина – «Сказке о царе Салтане», «Сказке о Золотом петушке» и «Сказке о мертвой царевне».

Вторая часть выставки – это книжная графика Эрика Булатова, Олега Васильева, Ильи Кабакова и Виктора Пивоварова. В конце 1950-х годов многие художники-нонконформисты начали работать в издательствах «Детская литература» и «Малыш». Илья Кабаков писал: «Я испытал значительное влияние творчества "отца иллюстрации", Владимира Конашевича... Он создал стиль сентиментального рисунка для детей. Впоследствии этот стиль был фактически канонизирован». Творчество Конашевича стало для этих мастеров отправной точкой в создании собственного пути оформления книг. Стиль каждого автора узнаваем и ярко индивидуален: отточенная, виртуозная графика Ильи Кабакова; артистичные, живые, полные юмора рисунки творческого союза Эрика Булатова и Олега Васильева; загадочный и парадоксальный мир Виктора Пивоварова.

Иллюстрирование детских книг стало для этих художников «пространством эксперимента». Эрик Булатов в своих воспоминаниях пишет: «Очень важно, чтобы это была книга для маленьких детей, потому что в такой книге иллюстрации играют не меньшую, а иногда даже б?льшую роль, чем текст... И вот это было для нас самым интересным в книжной работе. Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца. Образ книги, характер рисования, характер колорита».

Илья Кабаков чаще других художников иллюстрировал научно-популярные издания для детей. Книга «Что из чего» Е.П. Мара рассказывала детям о мире технологий, химии и, по словам Кабакова, «давала основы понимания форм материальной культуры». «А Б В...» А.М. Маркуши – это детская энциклопедия, в которой с каждой буквы алфавита начинается статья о техническом приспособлении или устройстве: корабль, пушка, молоток... В экспозиции представлены десять иллюстраций Ильи Кабакова к этим книгам, выполненные в конце 1960-х годов.

Виктор Пивоваров оформил более 50 книг, сотрудничал с журналами «Знание – сила», «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (именно он создал знаменитый логотип этого журнала, состоящий из «букв-человечков»). Известность ему принесли иллюстрации к детским книгам, особенно к сказкам Г.Х. Андерсена. Пивоваров был одним из первых иллюстраторов, заметивших, что сказки датского писателя – это не только волшебные истории для детей; в них есть серьезный «взрослый» подтекст, трагизм и «вечные вопросы». Как рассказывал художник, «...в своем "Оле-Лукойе" я свёл Андерсена и Босха. Я слил в единое целое андерсоновские мечты, фантазии своего убогого впечатлениями детства и авангардную психоделику Босха – увлечение своей художественной юности». Кроме того, Пивоваров придал портретные черты облику волшебника. На выставке представлен 21 рисунок Виктора Пивоварова 1980-х годов к произведениям Г.Х. Андерсена из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Эрик Булатов и Олег Васильев работали с 1959 по 1989 год в издательстве «Малыш». Графике этих художников присуще обилие декоративных элементов – излюбленный прием иллюстраторов тех лет. Булатов говорил: «Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником». Зрители увидят более 80 работ Эрика Булатова и Олега Васильева. Это рисунки 1970-х годов к трем знаменитым сказкам: «Золушке» и «Спящей красавице» Ш. Перро и «Чудесному путешествию Нильса с дикими гусями» С. Лагерлёф.

В 2015 году мы отмечаем 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Этой дате посвящен третий раздел выставки – иллюстрации Владимира Конашевича к «Атласу переливания крови».

Незадолго до начала Великой Отечественной войны сотрудники Ленинградского института переливания крови профессор А.Н. Филатов и доцент В.В. Кухарчик работали над созданием иллюстрированного пособия по истории и практике переливания крови. Книга предназначалась и для обучения студентов медицинских институтов, и для широкого круга читателей. Эта работа была своевременна: с началом войны достижения медицины в области переливания крови помогли врачам спасти тысячи жизней раненых и больных на фронте и в тылу.

К работе над «Атласом...» были привлечены видные ленинградские художники, остававшиеся в городе во время блокады: Д.И. Митрохин, А.Ф. Пахомов, Я.С. Николаев, В.М. Измайлович. Самое активное участие принял Владимир Конашевич. Он создал основную часть иллюстраций «Атласа...», изображавших сцены переливания крови в различные эпохи (от I века н.э. до начала XVII века), портреты ученых, сделавших открытия в этой области, оформил обложку. Вместе с доктором медицинских наук, профессором М.Э. Керсановым Конашевич работал над художественным редактированием книги. Основной материал был готов к изданию уже в 1943 году, но из-за сложностей работы в тяжелейших условиях блокады книга была выпущена только в 1946 году. Эскизы иллюстраций Владимира Конашевича к «Атласу переливания крови» впервые экспонируются на выставке.

Кураторы выставки: Анна Чудецкая, Екатерина Лисицина.

Выставка будет проходить с 25.04.205 по 28.06.2015 г. по адресу: г. Москва, ул. Волхонка, д. 14.


Дополнительная навигация

 

Напишите нам